В этом уроке мы рассмотрим виды вопросов в английском языке, разберем правила их построения и приведем примеры.
Сравнивая русский язык с английским языком мы можем утверждать, что такое понятие как «типы вопросов» в русском языке не существует. Мы можем задать вопрос в русском языке при помощи интонации:
- Он живет в Риге (утвердительное предложение).
- Они живет в Риге? (вопросительное предложение, выражается интонацией).
В английском языке задать вопрос при помощи интонации мы можем в неформальной речи, когда допускаются некоторые нарушения грамматических правил. Чтобы грамотно общаться и уметь писать личные письма и документы необходимо соблюдать грамматические правила, то есть, использовать вспомогательные глаголы.
Формирование вопросительных предложений в разных грамматических временах рассмотрены в уроках Present Simple, Present Continuous и др.
Материал предназначен для новичков и изучающих английский с нуля, а так же для всех, кто желает освежить и систематизировать свои знания.
6 типов вопросительных предложений
Для начала познакомьтесь с названиями всех шести типов английских вопросов:
- Общие (General questions)
- Альтернативные (Alternative questions)
- Специальные (Special questions)
- Вопрос к подлежащему (Wh-questions) с вопросительным словом: whose, how, many, what, what kind of, who.
- Разделительные (Disjunctive questions)
- Косвенный вопрос (Indirect questions)
Грамматическая разница между ними заключается в схеме построения, и в способе ответа. С точки зрения схемы построения вопросительных предложений, для первых трех типов вопросов глагол ставится перед подлежащим, а последние три типа вопросов в первой части предложения строятся как утвердительные предложения.
Обратите внимание, что в разных грамматических временах один и тот же тип вопроса будет строиться по одной и той же схеме, но форма и число глаголов будут зависеть от конкретного грамматического времени.
Рассмотрим каждый тип вопросительных предложений более подробно.
General questions (общие вопросы)
Общие вопросы – это вопросы ко всему предложению, на который чаще всего дается краткий ответ «да» (yes) или «нет» (no). Для построения общего вопроса мы должны знать вспомогательные глаголы для того грамматического времени, в котором хотим построить вопрос:
- Do/does в Present Simple
- Was/were в Past Continuous
- Shall/will в Future Simple и др.
Общая схема построения общего вопроса для любого грамматического времени следующая:
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ + ЛИЦО + СМЫСЛОВОЙ ГЛАГОЛ + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА
Does he work in a bank? – No, he doesn’t
Он работает в банке? - Нет.
Пояснение: в вопросе Present Simple, вспомогательный глагол does.
Will you marry me? – Yes, I shall
Ты выйдешь за меня? - Да.
Пояснение: в вопросе Present Future, вспомогательный глагол will.
Did she do her homework?
Она сделала свою домашнюю работу?
Пояснение: в Past Simple, вспомогательный глагол did.
Также следует заметить, что глагол to be (в любом лице и числе) строит вопрос сам, без вспомогательных глаголов, также как и модальные глаголы (must, should, can, may, ought и др).
Схема построения вопросительного предложения с глаголом to be или с модальными глаголами:
ФОРМА TO BE или МОДАЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ + ЛИЦО + СМЫСЛОВОЙ ГЛАГОЛ + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА
Are you married? - Yes, I am.
Ты женат/замужем? - Да.
Пояснение: в вопросе используется глагол to be, 2 лицо, форма are.
Are there any plates in the kitchen? – No, there aren’t.
На кухне есть тарелки? - Нет.
Пояснение: оборот речи there is / there are - это оборот с глаголом to be
Can you play the piano? - Yes, I can.
Ты можешь/умеешь играть на пианино?
Пояснение: модальный глагол can строит вопрос без вспомогательных глаголов
Общий вопрос в отрицательной форме выражает удивление и соответствует вопросу в русском языке, начинающемуся со слова «разве» или «неужели»:
Don’t you know this man? – No, I don’t.
Разве ты не знаешь этого человека? - Нет.
Aren’t you happy with Tom? – No, I amn’t.
Разве ты не счастлива с Томом? - Нет.
Alternative questions
Альтернативные вопросы показывают нам выбор между двумя вещами, людьми, признаками и др. Они строятся по типу общих вопросов, но с разделительным союзом or (или). На этот тип вопроса дается полный ответ. Примеры:
Do you like meat or fish? – I like fish.
Ты любишь мясо или рыбу? - Я люблю рыбу.
Are you leaving for Moscow today or tomorrow? – Today.
Ты уезжаешь в Москву сегодня или завтра? - Сегодня.
Are you hungry or angry? – Neither. I am tired.
Ты голодный или злой? - Ни то, ни другое. Я устал.
Will you bring me books or pencils this evening? – Books.
Ты принесешь мне книги или карандаши этим вечером? - Книги.
Special questions
Специальные вопросы ставятся к одному из членов предложения с целью уточнения информации. На такой вопрос требуется определенный ответ (полный ответ). Примеры:
Where is the yellow pencil? – It is in my bag.
Где желтый карандаш? - У меня в сумке.
Where does he live? – He lives in Rome.
Где он живет? - В Риме.
How many letters are there in this word? – There are 12 letters in the word.
Сколько букв в этом слове? - В этом слове 12 букв.
How much can you do in an hour? – Not very much, I think.
Сколько вы можете сделать за час? - Думаю, не много.
How much water should you drink? – I don’t remember.
Сколько воды вам следует пить? - Я не помню.
Как видно из примеров, для построения специального вопроса необходимо запомнить вопросительные слова:
# | Вопросительное слово (рус) | Вопросительное слово (англ) |
---|---|---|
1 | Кто? | Who? |
2 | Где? Куда? | Where? |
3 | Кого? | Whom? |
4 | Когда? | When? |
5 | Чей? | Whose? |
6 | Как? | How? |
7 | Что? Какой? | What? |
8 | Сколько? | How much/many? |
9 | Который? | Which? |
Subject questions (вопрос к подлежащему)
Вопрос к подлежащему образуется по типу утвердительного предложения, где вопросительное слово (who, what, which, which of you и др) выступает в функции подлежащего, а сказуемое согласуется с ним в 3-ем лице ед.числа. В Present Simple и Past Simple вспомогательный глагол do/does и did не употребляется. Схема построения вопроса:
ВОПР.СЛОВО + ГЛАГОЛ в форме 3-го лица, ед.числа + ОСТАЛЬНЫЕ СЛОВА
Например, для Present Simple – смысловой глагол стоит в форме 3-го лица ед.числа. А в Present Continuous – глагол to be в форме is. Примеры:
Who knows this? – Peter does (ед.число) / Peter and Helen do (множ. число).
Кто знает это? - Петя. / Петя и Лена.
Who is entering the room? – Victor is. / The Browns are.
Кто входит в комнату? - Виктор. / Брауны.
Who saw this film? – Peter did.
Кто видел это фильм? - Петя.
What is your address?
Какой твой адрес?
What is there in your luggage?
Что в твоем багаже?
What is on tonight?
Что сегодня вечером?
Whose sister lives near the bank?
Чья сестра живет рядом с банком?
How many people come to the party?
Сколько людей приходит на вечеринку?
Disjunctive questions (разделительные вопросы)
Разделительный вопрос (еще одно название - question tag) представляет собой высказывания, утверждения заканчивающиеся вопросом, «не так ли?», «правда?». Первая часть этого вопроса строится по типу утвердительного предложения, вторая по типу вопросительного (усеченный общий вопрос). Если первая часть утвердительная, то вторая – отрицательная, и наоборот. Примеры:
You want to be a teacher, don’t you? – Yes, I do.
Ты хочешь быть учителем, не так ли? - Да.
You aren’t a doctor, are you? – No, I amn’t.
Вы не доктор, правда? - Нет.
They spent their vocation in Spain, didn’t they?
Они провели свой отпуск в Испании, не так ли?
В ряде случаев разделительный вопрос имеет специфические формы образования:
I am wiser than you, aren’t I?
Я мудрее тебя, не так ли?
I have a new flat in Madrid, haven’t I / don’t I?
У меня есть новая квартира в Мадриде, не так ли?
You have some flats in Bulgaria, don’t you?
У тебя есть несколько квартир в Болгарии, не так ли?
Вопрос к повелительному наклонению:
Open the door, will you?
Открой дверь, ладно?
Let’s go to the cinema, shall we?
Пойдем в кино, хорошо?
Let him do this task himself, will you?
Пусть он сам сделает это, не так ли?
Don’t enter the room, will you?
Не входите в комнату, ладно?
There is some butter in the fridge, isn’t there?
В холодильнике есть немного масла, не так ли?
This / that is a good book, isn’t it?
Это хорошая книга, не так ли?
При использовании местоимений nobody, everybody, anybody в разделительном вопросе будет множественное число:
Anybody likes swimming, don’t they?
Все любят плавать, не так ли?
No one can cope with this task, can they?
Никто не может справиться с этим с задачей, не так ли?
Indirect questions
Косвенные вопросы образуются на базе утвердительных предложений, перед которыми могут стоять фразы:
I wonder...
Интересно....
I would like to know…
Я бы хотел знать...
Do you happen to know…
Вы случайно не знаете...
I am interested…
Мне интересно...
Could you tell me…
Не могли бы вы мне сказать…
После этих фраз употребляется if/whether - "ли" и утвердительная структура предложения, либо вопросительное слово в специальном вопросе:
I wonder if he is a good teacher?
Интересно, хороший ли он учитель?
I’d like to know who visited Lena last week?
Я хотел бы знать, кто посетил Лену на прошлой неделе?
Can you tell me where the nearest bank is?
Можете ли вы сказать мне, где находится ближайший банк?
Do you happen to know who is going to become a doctor?
Вы случайно не знаете, кто собирается стать врачом?
I want to know why you will pass your test?
Я хочу знать, почему вы пройдете тест?
Заключение
В очередной раз хочется добавить, что в авторских текстах (в основном не англоязычных авторов, чьи работы написаны по-английски) возможны различные изменения грамматики.
Thank you for using my lessons with love. Tatiana.
Задавайте вопросы по теме в комментариях ниже. Мы постараемся ответить в течение суток. Желаем успехов!