Уровни английского языка

Владение хотя-бы одним иностранным языком является обязательным требованием для специалиста в любой области и серьезным преимуществом перед конкурентами на рынке труда. В подавляющем большинстве случаев люди выбирают самый распространенный и далеко не самый сложный для изучения язык – английский. Благодаря относительно простой грамматике его можно в совершенстве изучить всего за несколько лет. Изучение английского языка дает человеку возможность общаться с иностранцами, устанавливать с ними дружеские и партнерские, а порой и личные взаимоотношения.

Для оценки уровня знаний любого иностранного языка в Европе с 2001 года используется шкала CEFR, разработанная еще в девяностых годах. Она состоит из трех основных уровней, каждый из которых подразделяется еще на два подуровня. CEFR представляет собой своеобразные «ступеньки», по которым шагает человек при изучении языка и каждый подуровень содержит определенные требования и критерии, которым нужно соответствовать. Давайте разберемся, какими знаниями и умениями требуется обладать на каждом из них.

Начальный (А1 и А2)

Прежде, чем ознакомиться с требованиями начального уровня, нужно обязательно упомянуть уровень A0 (Starter). С него начинают обучение абсолютно все школьники, и он означает, по сути, полное неведение. Если вы только задумываетесь над тем, чтобы начать изучение английского или любого другого иностранного языка – вы находитесь на уровне A0.

Elementary (A1)

Первая ступенька на пути к владению английским языком – уровень A1 или Elementary - "элементарный" (или Beginner - "начальный"). На ней находятся все, кто уже изучил алфавит, правила чтения и счета, а также основы грамматики. Именно здесь студенты начинают говорить – отвечать на простые вопросы, в нескольких предложениях рассказывать о себе и общаться с другими людьми.

В процессе обучения усваивается элементарная лексика – до 1500 слов на самые простые темы, такие как семья, профессия или хобби. Человек учится правильно читать и воспринимать на слух короткие предложения, состоящие из ранее изученных слов. Студенты постепенно начинают воспринимать речь носителей языка, говорящих медленно и четко.

На уровне A1 ученики кратко излагают основные сведения о себе на письме, пишут письма и открытки. Изучаемая грамматика включает в себя времена группы Simple – настоящее, прошедшее и будущее. Кроме того, студенты узнают о правилах образования единственного и множественного числа существительных, получают начальные сведения о предлогах и неправильных глаголах, а также учатся задавать простые вопросы.

Pre-Intermediate (A2)

Завершающим этапом развития на начальном уровне является подуровень A2 или Pre-Intermediate ("ниже среднего"), на котором изученная лексика расширяется до 2000 слов. Студент без проблем рассказывает о себе и общается в пределах изученного ранее материала. Ученики разыгрывают сценки с обыденными ситуациями, такими как знакомство или шоппинг и учатся задавать вопросы о местонахождении объектов.

В небольшие по объему тексты для чтения внедряется незначительное количество незнакомых слов, которые ученик понимает исходя из контекста. Тренировка восприятия языка на слух включает в себя небольшие диалоги и тексты, основанные на ранее изученных словах и словосочетаниях. Студенты учатся писать небольшие тексты, самостоятельно находя незнакомые слова в словаре.

Грамматика расширяется до таких времен, как Present и Past Continuous, Present Perfect и Future Simple. Студенты узнают, что такое инфинитивы, модальные глаголы и условные предложения (conditionals).

Средний (B1 и B2)

Средний уровень как и начальный делится на два подуровня: средний и выше среднего. Рассмотрим их подробнее.

Intermediate (B1)

Уровень B1 или Intermediate ("средний, промежуточный") характеризуется лексическим прорывом – студент знает значение порядка 3000 слов из основных тем, таких как спорт, путешествия, учеба, работа, хобби и еда. Ученик не просто произносит заученные фразы, а разбавляет их примерами, описывает произошедшие с ним события, а также учится выражать свое мнение и личное отношение к предметам и явлениям. Он понимает основные мысли прочитанного, даже если в тексте есть небольшое количество незнакомых слов.

После прослушивания диалога ученик может рассказать о мнении и точках зрения участвующих в нем сторон. Он без проблем передает сюжет, основные события и описывает главных героев, прослушав небольшие по объему сценки. Студент учится связно передавать свои мысли на письме, что позволяет писать небольшие, законченные тексты.

Ученики продолжают изучать грамматику – к ранее изученным добавляются времена группы Perfect. Они знакомятся с пассивным залогом, простыми модальными глаголами, сравнительной и превосходной степенью прилагательных и продолжают изучать условные предложения. На уровне B1 учащиеся уже знают, что такое герундий и инфинитив.

Upper-Intermediate (B2)

На уровне B2 или Upper-Intermediate ("выше среднего") лексический запас пополняется еще примерно тысячей слов на такие темы, как чувства, эмоции, преступления, шоппинг, мода, а также болезни и их лечение. Совершенствуется и навык описания произошедшего – самостоятельно и в деталях.

Учащиеся умеют выражать свое мнение и доказывать его, а также принимать полноценное участие в разговорах без подготовки. При этом они в полной мере понимают речь других людей и, в большинстве случаев, правильно реагируют на сказанное.

На этом уровне студенты свободно читают и понимают неадаптированные тексты, а также способны на слух воспринимать радиопередачи и телепрограммы (при условии, что разговор ведется с соблюдением всех норм стандартного языка). Кроме того, они пишут связные и детальные тексты на все изученные ранее темы и знакомятся с различными стилями изложения. 

Грамматические знания пополняются новыми знаниями о модальных глаголах, герундии и инфинитиве. Также повторяются все ранее изученные времена и строение вопросительных предложений.

Продвинутый (C1 и C2)

Этот уровень делиться на два подуровня - профессиональный и уровень носителя языка.

Advaced (C1)

На уровне C1 (Advanced - "продвинутый") более подробно изучаются такие темы, как работа, окружающая среда, политика, путешествия и культура. Студенты без подготовки способны связно выражать свои мысли на любую тему, используя весь запас лексики и грамматических конструкций. В разговоре с носителями языка на этапе C1 студент становится полноценным собеседником, полностью понимает сказанное, отвечает и аргументирует свое мнение.

После обучения студенты способны без ограничений воспринимать и анализировать неадаптированную литературу.

В результате развития слушания, человек полностью понимает не только стандартную речь, но и различные диалекты. Он чувствует себя свободно на письме – осуществляет переписку с носителями языка, используя сложные грамматические конструкции и специализированную лексику. На этом этапе полируется стандартная грамматика и изучается более сложная.

Proficient (C2)

Изучение языка заканчивается на этапе C2 - Proficient - "опытный" (или Masterly - мастерски), который характеризуется свободным владением – человек способен спонтанно выражать свое мнение и общаться абсолютно на любую тему. Благодаря активному использованию идиом и устойчивых выражений, его речь становится максимально похожей на разговор носителей языка. Скорость общения других людей в диалоге больше не имеет никакого значения.

Учащиеся свободно читают и понимают любую литературу, от художественной до научной. Похожая ситуация наблюдается и в письменном общении. Усвоенная ранее грамматика доводится до совершенства, ученик изучает слова и словосочетания, употребляемые в переносном значении. На этом этапе он углубляет свои знания и практически ничем не отличается от носителя языка.

Заключение

Система CEFR используется для оценки и обучения студентов преимущественно в странах Европейского Союза. Уровней всего шесть, их рамки довольно широкие, поэтому при составлении программы их разбивают не более мелкие составные части.

CEFR – это не тест, а список навыков, которыми должен обладать человек для соответствия определенному уровню. Для определения ступени, на которой вы находитесь в данный момент, лучше всего пройти один из специализированных тестов, таких как TOEFL или IELTS. У каждого из них есть своя шкала оценивания, которую легко сопоставить с CEFR при помощи сравнительных таблиц.

Использование стандартизированной шкалы упрощает жизнь учителям в разных странах при оценке знаний студентов. Кроме того, ее удобно использовать для предоставления данных о своем уровне владения языком другим людям – например, составляя резюме.

Об авторе

Татьяна A.

Здравствуйте, меня зовут Татьяна. Я преподаю английский язык студентам, школьникам и взрослым, начавшим изучать язык с нуля. Готовлю к выезду за границу, к сдаче тестов TOEFL и IELTS. Разрабатываю уроки и курсы английского для EnglishPlan.ru. Буду рада ответить на ваши комментарии к моим урокам. Желаю успеха!

{"email":"Email address invalid","url":"Website address invalid","required":"Required field missing"}
>